Новости ГУП "ЦЭМС"

В ГУП «ЦЭМС» состоялось очередное учебное занятие

23 октября текущего года через платформу «ZOOM» был проведён очередной час правового обучения для сотрудников центрального аппарата ГУП «Центр электромагнитной совместимости», Служб электромагнитной совместимости Республики Каракалпакстан и областей.

 

В ходе учебного часа выступил ведущий специалист по антимонопольному комплаенсу В.Л.Гусейнов, который подробно рассказал слушателям о борьбе с коррупционными преступлениями в Республике Узбекистан в 2024 году.

 

В 2024 году в Узбекистане за коррупционные преступления были наказаны 7354 человека, что на 12,5% больше, чем в прошлом году. Ущерб от коррупции удвоился - 2,8 трлн сумов. Андижанская область лидирует по количеству осужденных и ущерба. Наибольшее число осужденных приходится на сферы образования и здравоохранения.

 

В Узбекистане в 2024 году выявлено увеличение количества коррупционных преступлений и ущерба, нанесенного государственным интересам. Эта информация была отмечена в Национальном докладе по борьбе с коррупцией, который был рассмотрен Законодательной палатой Олий Мажлиса 16 сентября 2025 года.

За 4649 коррупционных преступлений в прошлом году.

К ответственности привлечены 7354 человека. Количество осужденных увеличилось на 12,5% по сравнению с 2023 годом (6535), а количество таких преступлений - на 12,6% (4128).

Ущерб, нанесённый интересам государства коррупцией, составил 2,81 трлн сумов (в 2023 году - 1,4 трлн сумов, в 2022 году - 2,04 трлн сумов).

Наибольший ущерб пришёлся на следующие регионы: Андижанская область - 680 млрд сумов (было 243 млрд), город Ташкент - 332 млрд сумов (было 132 млрд), Наманганская область - 308 млрд сумов (было 194 млрд) и Сырдарьинская область - 289 млрд сумов.

После спада в 2023 году в прошлом году наблюдался рост большинства категорий коррупционных преступлений:

хищений путем присвоения или растраты - с 3587 до 4189 (+16,8%),

мошенничество - с 935 до 1191 (+27,4%),

взяточничество - с 142 до 187 (+31,7%),

дача взятки - с 1009 до 1086 (+7,6%),

должностной подлог - от 101 до 106 (+4,9%),

злоупотребление властью или должностными полномочиями - сократилось с 200 до 188 (-6%).

В 2024 году выявлено 123 случая, связанных с трудоустройством, 292 случая, связанных с выдачей банковских кредитов, 640 случаев, связанных с использованием бюджетных средств.

Наибольшее количество коррупционных преступлений по регионам:

Андижанская область 882, Самаркандская область 643, Самаркандская область 643, Ташкентская область 697, Кашкадарьинская область 695.

В большинстве регионов зафиксирован рост числа осужденных. Этот рост был особенно заметен в Самаркандской области (+73%), Каракалпакстане (+52%) и городе Ташкенте (+31%). Снижение наблюдалось в Кашкадарьинской (-14,5%), Андижанской (-9,2%) и Ферганской (-2,5%) областях.

Количество осужденных за коррупционные преступления образование

(с 474 до 654) и в сфере здравоохранения (с 299 до 342). Для сравнения, число осужденных банкиров сократилось с 323 до 271, а число сотрудников органов местного самоуправления - с 250 до 106.

Узбекистан занял 121-е место из 180 стран в Индексе восприятия коррупции Transparency International за 2024 год, опустившись на одну позицию ниже рейтинга 2023 года.

Также в ходе выступления В.Л.Гусейнов предоставил информацию о ходе рассмотрения в ГУП «ЦЭМС» реализации Программы мер по снижению риска нарушений законодательства о конкуренции и защите прав потребителей.

В соответствии с Законами «О конкуренции», «О государственных закупках», «О защите прав потребителей», постановлением Кабинета Министров от 2.03.2021г. Nº1 14 по антимонопольному комплаенсу, в целях их полноценного исполнения, в ГУП «ЦЭМС» разработана и распоряжением Начальника №7-F от 25.02.2025г. утверждена «Программ мер по снижению рисков нарушения законодательства о конкуренции и защите прав потребителя на 2025 год».

1. Проведенный анализ исполнения Программы антимонопольных мер за 3 квартал 2025г. показал, что после прошедших совещаний руководящего состава аппарата ГУП «ЦЭМС» и СЭМС, и критического обсуждения результатов работы и недостатков по выполнению Программы, большинство руководителей отделов и служб сделали надлежащие выводы и показали в отчетном периоде ответственное отношение к выполнению Распоряжения в части реализации запланированных антимонопольной Программой мероприятий, в том числе организации и проведения технической учебы.

В частности, с положительной стороны следует отметить руководителей СКУРП (Н.Розыкулова), СУДиККПП (А.Юсупов), СЭМС Республики Каракалпакстан, Сурхандарьинской, Навоийской, Ферганской областей, организовавшие регулярное обучение сотрудников по антимонопольному законодательству на основе отдельно разработанных Планов технической учебы.

Вместе с тем, в отдельных подразделениях ещё допускаются упущения, влияющие на качественное выполнение Распоряжения и запланированных мероприятий, предусмотренных Программой.

В частности:

План технической учебы по изучению ВНДП и нормативно-правовых актов согласно пунктам программы антимонопольных мер, до настоящего времени не предоставлен СЭМС Бухарской и Джизакской областей, несмотря на то, что данное упущение ранее отмечалось по итогам выполнения Программы в 1 и 2-м квартале.

На регулярной основе в рамках антимонопольной Программы проводились технические занятия в СЭМС Республики Каракалпакстан, Сурхандарьинской, Наманганской, Ферганской, Бухарской областей, где организовано и проведено 5 - 7 занятий за квартал с оформлением протоколов.

Однако, руководителями СЭМС Хорезмской и Самаркандской областей проведено всего 1 - 2 технических занятия за квартал, что явно недостаточно с учетом специфики производственной деятельности и необходимости повышения правовой грамотности сотрудников в сфере антимонопольного законодательства.

Продолжают иметь место факты формального подхода к организации, проведению обучения и оформлению протоколов по результатам, на что обращалось внимание соответствующих руководителей по результатам работы в 1 и 2-м кварталах текущего года. Так, упрощенно указаны тема занятий, цель обучения, отсутствуют либо предельно кратко изложено содержание доклада сотрудника, проводящего обучение. Указанное свидетельствует о недостаточно ответственном отношении к организации и проведении технической учебы ответственных сотрудников и ослабления контроля со стороны начальников СЭМС Ферганской, Сурхандарьинской, Самаркандской, Бухарской областей.

В целях предупреждения возникновения ситуаций, которые создают предпосылки к нарушению законодательства о конкуренции и защите прав потребителей, обеспечить безусловное выполнение внутренних нормативных документов ГУП «ЦЭМС» и нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, качественное исполнение служебных обязанностей на всех этапах работы, в т.ч. по своевременному рассмотрению заявок на услуги в радиочастотном спектре, поступающих обращений физических и юридических лиц;

в протоколах проведенных технических занятий в обязательном порядке подровно указывать тему и цель занятия, а также основное содержание ведеко прорабатываемых учебных вопросов.

В данном контексте следует особо отметить, что по результатом 2025 годаю отчет о выполнении Программы мер вместе с протоколами техучебы будет направлен в и Антимонопольный комитет, что требует от руководителей и ответственных за техучебу сотрудников ответственного отношения к данному направлению деятельности.

 

Также выступила ведущий инженер Службы координации и учета радиочастотных презентаций М.В. Зайцева с докладом, посвященным итогам Всемирной конференции радиосвязи - 2023 (WRC-23).

 

В своем докладе он подробно рассказал об основных вопросах, рассмотренных в рамках конференции, включая эффективное использование радиочастотного спектра, внедрение технологий связи нового поколения, регулирование спутниковых систем и принятые решения по совершенствованию процессов координации в международных службах радиосвязи.

Он также отметил, что результаты Всемирной конференции по радиосвязи играют важную роль в формировании политики радиочастот в нашей стране, развитии национальных сетей радиосвязи и совершенствовании нормативно-правовых документов на основе международного опыта.

Он также рассказал о предложениях, выдвинутых представителями Узбекистана в ходе конференции, их поддержке международным сообществом и проводимой в этом направлении совместной работе.

Докладчик ответил на вопросы участников встречи.

Выберите файл